Профессиональная деформация личности сотрудников исправительных учреждений


Профессиональная деформация личности сотрудников исправительных учреждений
Изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющие на ее осуществление. Профессиональная деформация личности сотрудников ИУ – результат взаимовлияния специфики служебной деятельности и личностных характеристик.

Деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ оказывает среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность и факторы, свойственные ей: 1) закрытость ИУ; 2) идентификация сотрудниками себя с властью, осужденных с «невольниками»; 3) тесный контакт с криминогенной средой, усиление криминального воздействия в отдаленных и лесных ИУ; 4) высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, которая вызывается постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных; высоким уровнем эмоциональности в общении. Под влиянием воздействия отрицательных факторов среды психология сотрудника ИУ постепенно изменяется в сторону снижения требовательности к себе, к своим поступкам, действия решениям. Профессиональная деформация проявляется в ригидности стереотипов: в стремлении ужесточить условия отбывания наказания, в завышении требований к осужденным, уверенности в собственной правоте, в правовом нигилизме, т.е. осознанном игнорировании правовых предписаний, регламентирующих служебную деятельность. Для профессионально деформированных сотрудников характерны агрессивность, понижение доброжелательности, снижение позитивного эмоционального отношения к людям, к службе, снижение коммуникативности. Одновременно отмечается повышение раздражительности, негативизма, обидчивости, подозрительности, чувства вины.

В качестве мер профилактики профдеформации личности сотрудников ИУ могут выступать: 1) профессиональный отбор и профессиональная ориентация сотрудников ИУ; 2) создание компенсирующих условий для расширения социальных связей; 3) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе; 4) обеспечение надлежащей системы контроля за деятельностью сотрудников; 5) создание кабинетов психологической подготовки; 6) формирование профессионального иммунитета на основе социально-психологического тренинга и пр.

Л.И. Беляева

Литература: Радько И.Т., Ковалев О.Г. Психология стресса сотрудников органов, исполняющих наказания // Психолого-педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний: Материалы научно практической конференции: «Человек: преступление и наказание». - Рязань, 1992. С.59-60; Соколов И.И. Деформация личности как одна из детерминант нарушения законности в деятельности сотрудников ИТУ // Там же. С.53-56; Белослудцев В.И., Дембицкий В.В. и др. Психолого-педагогические основы деятельности сотрудников ИТК отрядного звена и проблемы их профессиональной деформации. - Челябинск, 1996; Пищелко А.В., Белослудцев В.И. Психолого-педагогические проблемы укрепления законности в деятельности органов, исполняющих наказания. - Домодедово, 1996;


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.